Изобразительное искусство в древности

Скульптура
Проиграть видео

Доисторическая живопись и скульптура

   Пещерные жители были первыми художниками. Ранние люди рисовали диких животных, которых они видели вокруг. Пещерные художники заполняли стены пещеры рисунками в богатых ярких тонах. Ещё 30 000 лет назад люди изобрели основные инструменты и материалы для живописи. Эта первая живопись характерна лёгкостью проработки объёмов и отсутствием общего смыслового и схематического единства.

   В первобытные и древние времена  развитие скульптуры представляется нам через разнообразное множество различных идолов и древних статуй.

   Цветные рисунки животных, датируемые от 30 000 до 10 000 лет до нашей эры, были найдены на стенах пещер на юге Франции и в Испании. Многие из этих рисунков удивительно хорошо сохранились, потому что пещеры были запечатаны на протяжении многих веков. Ранние люди рисовали диких животных, которых они видели вокруг. Очень грубые человеческие фигуры, сделанные в жизненных позициях, были найдены в Африке и на востоке Испании.

   В качестве инструмента использовались пальцы и ладони художника, расщеплённые веточки и куски меха и кожи. Изображения носят как силуэтный характер, так и линейное начало. Некоторые из самых красивых картин находятся в пещере Альтамира, в Испании. Одна деталь показывает раненного бизона, больше не способного стоять – вероятно, жертву охотника. Он окрашен в красновато-коричневый цвет и очерчен просто, но умело, чёрным. Пигменты, которые использовали пещерные художники – охра (оксиды железа, различающиеся по цвету от светло-желтого до темно-оранжевого) и марганец (тёмный металл). Они измельчались в мелкий порошок, смешивались со смазкой (возможно, с жирным маслом), и наносились на поверхность какой-то щёткой. Иногда пигменты приобретали форму палочек, похожих на мелки. Жир, смешанный с порошкообразными пигментами, делал лакокрасочную жидкость, а частицы пигмента склеивались. Жители пещеры делали щётки из животных волосков или растений, а острые инструменты из кремния (для рисования и царапин). Методы и материалы были усовершенствованы и улучшены в последующие столетия. Но открытия пещерного жителя остаются основными для живописи.

 

 

   Первые проявления художественного творчества в области ваяния кроются во мраке доисторических времен; не подлежит, однако, сомнению, что они были вызваны, как вызывались и впоследствии у молодых племён, потребностью человека, ещё не вышедшего из дикого состояния, выразить чувственным знаком идею о божестве или сохранить память о дорогих людях. На эту причину намекает поэтическая легенда древних греков об изобретении пластики, — легенда, по которой Кора, дочь коринфянина Вутада, желая, при расставании со своим возлюбленным, сохранить себе на память его изображение, очертила контур его головы по тени, брошенной солнцем, а её отец заполнил этот силуэт глиною. Каковы были начальные опыты ваяния в доисторическую эпоху — о том позволяют нам судить истуканы, найденные европейскими путешественниками при первом посещении островов Тихого океана, например на Гавайских островах. Это — простые столбы со слабыми, чудовищными намеками на человеческие лицо и члены.

Древнеегипетская живопись и скульптура

Египетская  живопись тесно связана с заупокойным культом, поэтому большое распространение получила монументальная живопись и декоративная живопись. Живопись Древнего Египта подчинена строгому канону: условно схематическое, тщательно выверенное и подчинённое  чётким правилам изображение человека.

Скульптура Египта, во всё продолжение его исторической жизни, оставалась неразлучной спутницей архитектуры, подчиняясь её принципам и служа к украшению её сооружений изваяниями богов, царей, фантастических существ и пластическими картинами, соответствующими назначению здания.

   Одна из первых цивилизаций появилась в Египте. Из письменных записей и искусства, оставленного египтянами, известно многое об их жизни. Они считали, что тело должно быть сохранено, чтобы душа могла жить после смерти. Великие пирамиды были сложными гробницами для богатых и могущественных египетских правителей. Многое  в египетском искусстве было создано для пирамид и гробниц царей и других важных людей. Чтобы быть абсолютно уверенным, что душа будет продолжать существовать, художники создавали изображения мёртвого человека в камне. Они также воспроизводили сцены из жизни человека в настенных росписях в погребальных камерах. Египетская техника изобразительного искусства оставалась неизменной на протяжении веков.

   Основная задача живописи – повествовательная (описание событий). Особое расположение элементов композиции, соразмерности фигур персонажей, сочетание изображения с иероглифическим письмом – всё это основано на подчинении социальной иерархии, особенностям мифологии, мировоззрению Древних Египтян. Одновременно с этим, художники с берегов Нила демонстрируют необыкновенную наблюдательность, смелость цветовых сочетаний и красоту деталей в своих произведениях. Основные выразительные средства живописи этого периода: линия (контур) и цветовое пятно.

    В начале (в мемфисском периоде), под влиянием народного представления о загробной жизни, скульптура выказывала решительную наклонность к реализму, но потом застыла в условных, однажды установившихся формах, почти не подвергавшихся изменению до самого падения египетского царства. Удивительное терпение и ловкость в преодолении технических трудностей при обработке таких твёрдых материалов, как диорит, базальт и гранит, характерное воспроизведение племенного типа, величественность, достигаемая посредством колоссальности и придания строго пропорциональным фигурам симметричности форм и торжественного спокойствия — таковы отличительные качества египетских статуй фивского и саисского периодов, страдающих, однако, отсутствием выражения индивидуального характера и настоящей жизни. Стены зданий покрывались раскрашенными рельефами со сценами важных исторических, военных и религиозных событий. Способ исполнения этих рельефов был особенный: фигуры в них либо незначительно выступали на углубленном фоне, либо, наоборот, уходили немного вглубь фона. Отсутствие перспективы, условность композиции и рисунка и другие недостатки не мешают этим изображениям быть до мелочей обстоятельным повествованием о быте, верованиях и истории народа.

Живопись
Проиграть видео
Проиграть видео

Живопись и скульптура Месопотамии

   Раскопки, произведенные в Месопотамии, в местностях, где некогда царили Вавилон и Ниневия, познакомили ученый мир с халдейско-ассирийским ваянием (1000—600 гг. до н. э.).

   Древняя живопись Месопотамии чаще всего наносилась на стены храмов, чтобы украсить убогий вид необожженного кирпича. Рисунки могли изображать фигуры животных и людей, которые сочетались с орнаментальными мотивами.

  Скульптурные памятники, найденные в развалинах дворцов в Нимруде, Хорсабаде и Куюнджике, состоят из стенных рельефов, изображающих различные эпизоды из жизни царей, военные происшествия, охотничьи сцены. Отличительные черты этих произведений — довольно значительная выпуклость рельефа, суровость концепции, преувеличенное выражение физической мощи в плотных, мускулистых фигурах и отсутствие в них индивидуального характера и духовной жизни. Фигуры эти значительно уступают изображению животных, которых месопотамское искусство воспроизводило с некоторым пониманием природы. По части религиозной скульптуры мы находим у халдеев и ассириян почти исключительно небольшие бронзовые и терракотовые статуэтки благодетельных и злых демонов, представляющие иногда удачное, иногда чудовищное сочетание человеческих форм с формами животных.

   Искусство Ассирии перешло вместе с её могуществом к мидийцам и через них к персам (560—330 гг. до н. э.), унаследовавшим от неё как употребление скульптуры для декорирования царских дворцов, так и её формы и содержание. Памятники ваяния, найденные в развалинах царских резиденций в Персеполе и Сузах, состоят из рельефов с изображениями, относящимися преимущественно к царю и к придворной жизни, и в фантастических дворцовых привратниках — крылатых животных с человеческою головою.

  До нашего времени сохранились лишь некоторые фрагменты живописи Месопотамии, которые относятся к восемнадцатому столетию до нашей эры. Как правило, такая древняя живопись воспроизводит военные, мифологические и религиозные темы. Все рисунки этого периода сохраняли определенную приверженность жестким традиционным установкам, но все же постепенно начали появляться новые, более изысканные декоративные элементы, такие как, например, элементы растительного, семитского и эгейского происхождения. Фрески начали делиться на панели, которые были отмечены цветными полосками с несколькими центральными сценами. Как правило, верхняя часть картины изображала богиню Иштар, которая держала в руках царское облачение, чтобы вручить его монарху. В нижней части древней живописи Месопотамии изображали две богини, державшие в руках родниковые сосуды. Широко распространенными были так же картины, изображающие шествия жрецов, которые вели быков для жертвоприношения. Эта древняя живопись чаще всего была выполнена в цвете охры, а фигуры имели большую живость и экспрессивность, которая создавала удачный контраст с неподвижной росписью. Если говорить об ассирийских дворцах, то там чаще всего встречаются декоративные  росписи.

Живопись и скульптура древней Индии

   Религиозные воззрения древних индийцев в сильной степени отразились в их ваянии, старейшие памятники которого относятся приблизительно к половине III века до н. э.

   Ранней индийской живописью можно считать наскальные рисунки первобытного времени. Петроглифы были общими для всех родовых племён и рисовались в дверных проёмах, а также в помещениях, где проживали гости.  Пещерная живопись из Ajanta, Bagh, Эллоры и Sittanavasal, а также храмовая живопись, свидетельствуют о любви к натурализму.

   Искусство скульптуры на берегах Инда стояло в непосредственной связи с зодчеством: таинственность, мистичность, нашедшие себе выражение в топах, пещерных храмах и пагодах, ещё яснее проявились в пластических олицетворениях богов и изображениях их символических подвигов, изваянных рельефом на столбах при карнизах и в нишах этих святилищ. Но понятия об индийских божествах возникли не из ясных, чисто человеческих представлений, а из мечтательных и фантастических.

   Первые скульптуры в Индии относятся к Индской цивилизации, у которой были обнаружены каменные и бронзовые фигуры. Позднее, индуистская, как и буддистская, и джайнистская, скульптура получила своё дальнейшее развитие. В Индии появились чрезвычайно сложные резные орнаменты как храмовые, так и бронзовые. Некоторые огромные храмы, такие как в Эллоре, не были построены из блоков, а были высечены непосредственно из большой горы.

   Скульптуры на северо-западе страны, сделанные из стукко, сланцев или глины, показывают сочетание индийского стиля с классическим эллинистическим, и возможно с греко-римским. Почти одновременно с этим развивалась культура скульптур из розового песчаника в Матхуре. Во времена существования государства Гуптов (IV—VI века) скульптура достигла высоких стандартов выполнения и деликатного моделирования. Эти и другие стили по всей Индии в итоге развились в классическое индийское искусство, которое также внесло свой вклад в буддистскую и индусскую скульптуру по всей Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии.

   Наиболее ранняя и средневековая живопись в Индии — индуистская, буддистская, джайнистская.  Ранголи по-прежнему остаётся наиболее популярным способом нанесения орнамента, его очень часто можно встретить на порогах многих индийских домов, особенно, в Южной Индии. Раджа Равви Варма — один из классических художников средневековой индийской живописи.

Скульптура
Проиграть видео
Живопись
Проиграть видео

Живопись и скульптура древнего Китая

   Живопись Древнего Китая появилась и начала прогрессировать в VIII веке до н. э. В древности картины имели вид шелковых или бумажных полотен, размер которых мог достигать нескольких метров. Китайцы обращают внимание не только на видимую сторону картин, но и на их внутреннюю силу и характер.

   Найденные при раскопках бронзовые сосуды свидетельствуют о наличии уже во 2-м тысячелетии до н.э. в Китае скульптурного искусства.

   Согласно данным археологических раскопок, живопись Древнего Китая появилась и начала прогрессировать во времена Сражающихся царств. В ходе раскопок были обнаружены изображения на шелке. А вот основные жанры оформились уже в 8 веке н. э. Так как Китай — крупное государство, многие стили развивались отдельно друг от друга. Мастер Гу Кайчжи, живший в 4 веке н. э., сформулировал основные законы, которые отличали хорошие работы.

   Вокруг этого свода правил, классическая китайская живопись будет эволюционировать долгие годы, видоизменяясь в различные исторические периоды. В период власти династий Тан и Сун был расцвет изобразительного искусства. Тогда было создано множество эталонных произведений, на которые ориентировались последующие поколения. В эпоху Сун была распространена пейзажная живопись. В правление династий Цинь и Хань эволюционировала живопись по сырой штукатурке. Прогресс храмовой живописи был во время правления династий Вэй и Цзинь. В эпоху Мин часто передавали образы растений и животных. Изображения имели символический характер. Тогда же произошел скачок в развитии живописи фигур, начали изображать обнаженную натуру. В древности картины имели вид шелковых или бумажных полотен, размер которых мог достигать нескольких метров. Их скручивали вокруг деревянного валика, который складывали в предназначенный для него футляр. Китайские художники большей частью использовали игру линий. Есть две манеры письма: гунби и сеи. Гунби — это так называемая «тщательная кисть», когда детали прорисовываются четко. Интерьеры покоев императорских семей разрисовывались именно в этом стиле. Сеи наоборот рисуется грубой кистью. Задача тут — передать идею. Художник творит под влиянием настроения. Произведениям присущи широкие мазки. Поначалу преобладал стиль гунби, потом стал распространяться стиль сеи. Классическая живопись Китая развивалась на протяжении многих тысячелетий, сохраняя старые традиции. Она продолжает приковывать внимание почитателей и коллекционеров до сих пор.

   К середине 1-го тысячелетия до н. э. формы бронзовых сосудов становятся более простыми. Рельефные узоры заменяются инкрустацией. В орнаменте — жанровые сцены (охота, жатва), сцены ритуальных обрядов. В период Хань появились гравированные по кирпичу и камню рельефы, в период династии Шань в погребения стали складывать деревянные, а позже — глиняные фигурки. В период династии Цинь в захоронениях складывали керамические погребальные фигурки, терракотовые цинские погребальные статуи воина с конём высотой около в 185 сантиметров, скульптуры лошадей. Известно захоронение 8099 полноразмерных терракотовых статуй китайских воинов и их лошадей у мавзолея императора Цинь Шихуанди в Сиане (210—209 гг. до н. э.) — Терракотовая армия.

   В Китае таких каменных пещер около 120. Наиболее известные — пещеры Юньган в провинции Шаньси, Лунмэнь в провинции Хэнань и Пещеры Могао в провинции Ганьсу. В Юньганских пещерах — 53 помещения с около 51 тысячами статуй, самая большая из которых имеет 17 метров высоты. Наиболее известна 14-ти метровая статуя Будды Шакьямуни в 20-й пещере.