Классицизм и реализм

Классицизм в скульптуре

Во второй половине XVIII века просыпается понимание общественной важности и достоинства искусства; оно ведёт, с одной стороны, к непосредственному, не отуманенному предвзятыми принципами подражанию природе, а с другой — к внимательному изучению того, в чём и как подобный взгляд на природу выражался в художественных созданиях цветущих времён Греции.

   Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века послужили сочинения Винкельмана и археологические раскопки древних городов, расширившие познания современников об античном ваянии. На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон. Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель). В России к эстетике классицизма тяготели Федот Шубин, Михаил Козловский, Борис Орловский, Иван Мартос.

   Публичные памятники, получившие в эпоху классицизма широкое распространение, давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали. Чтобы разрешить это противоречие, деятели современности поначалу изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных богов: Суворов — в виде Марса, а Полина Боргезе — в виде Венеры.

   При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором).

   Частные заказчики эпохи классицизма предпочитали увековечивать свои имена в надгробных памятниках. Популярности этой скульптурной формы способствовало обустройство публичных кладбищ в главных городах Европы. В соответствии с классицистическим идеалом фигуры на надгробных памятниках, как правило, находятся в состоянии глубокого покоя. Скульптуре классицизма вообще чужды резкие движения, внешние проявления таких эмоций, как гнев.

   Поздний, ампирный классицизм, представленный в первую очередь плодовитым датским скульптором Торвальдсеном, проникнут суховатой патетикой. Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. Входят в моду религиозные образы, которые в трактовке Торвальдсена производят на зрителя несколько холодящее впечатление. Надгробная скульптура позднего классицизма нередко несёт на себе лёгкий налёт сентиментальности.

Скульптура
Проиграть видео
Проиграть видео

Живопись XVIII века

   Во Франции вкус к пастельным цветам и замысловатой отделке в начале XVIII века привёл к развитию стиля Рококо. В основе стиля – пикники в парках, лесные вечеринки, где элегантные джентльмены и прекрасные дамы развлекаются на природе.

   В XVIII веке англичане впервые разработали отдельную школу живописи. Ядро состояло, в основном, из художников-портретистов.

   В XVIII веке Венеция произвела на свет несколько прекрасных художников. Самым известным был Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770). Он украшал интерьеры дворцов и других зданий грандиозными красочными фресками, представляющими сцены богатства. Франческо Гварди (1712-1793) был очень искусен кистью, всего несколькими пятнами цвета он мог вызвать в воображении идею крошечной фигуры в лодке. Зрелищные виды Антонио Каналетто (1697-1768 гг.) воспевали прошлую славу Венеции.

   Во Франции вкус к пастельным цветам и замысловатой отделке в начале XVIII века привёл к развитию стиля Рококо. Жан Антуан Ватто (1684-1721), придворный художник короля Людовика XV, а позднее Франсуа Буше (1703-1770) и Жан Оноре Фрагонар (1732-1806) были связаны с трендами Рококо. Ватто писал мечтательные видения, жизнь, в которой всё – веселье. В основе стиля – пикники в парках, лесные вечеринки, где веселые джентльмены и элегантные дамы развлекаются на природе.

   Другие художники XVIII века изображали сцены обычной жизни среднего класса. Как и Голландский Вермеер, Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779) ценил простые домашние сюжеты и натюрморты. Его цвета трезвы и спокойны по сравнению с Ватто.

   В XVIII веке англичане впервые разработали отдельную школу живописи. Ядро состояло, в основном, из художников-портретистов, на которых влияли художники венецианского ренессанса. Сэр Джошуа Рейнольдс (1723-1792) и Томас Гейнсборо (1727-1788) являются самыми известными. Рейнольдс, который путешествовал по Италии, следовал идеалам живописи ренессанса. Его портреты, обаятельные и трогательные, не особенно интересны по цвету или текстуре. У Гейнсборо, с другой стороны, был талант к блеску. Поверхности его картин светятся сияющим цветом.

Реализм в скульптуре

Параллельно с развитием живописных жанров новые сюжеты и темы появляются в скульптурных работах. Парадные бюсты и ростовые портреты остаются уделом консерваторов, а плеяда молодых скульпторов берётся за самые разные сюжеты и композиции. В скульптуру проникают различные народные и простые сюжеты, скульпторы экспериментируют и с традиционными техниками, активно используя новые приёмы выразительности.

   Со второй половины XIX в. во Франции преобладание получают реалистическое и натуралистическое направление:  Дюбуа, Фальгьер,  Мерсье, гениальный Роден, Барри, Бартольди, Гийом (Виллем) Гефс и Симонис.  П. Дюбуа и А. Мерсье вдохновляются скульптурными памятниками цветущей поры итальянского Возрождения, ища гармонии и красоты в спокойных позах. Наконец, Франция имеет право гордиться несколькими ваятелями, великолепно воспроизводящими животных. Самое видное место среди этих художников занимает Л. Л. Барри, которого можно считать истинным основателем этой пластической отрасли и первостепенным по ней мастером. Кроме него, вполне заслуженною известностью в том же роде пользуются А. Бартольди, который прославился  колоссальною статуей «Свободы», принесённой французским правительством в 1886 г. в дар Соединённым Штатам Америки.

   В Германии в начале XIX столетия И. К. Шадов, не пренебрегая антиками, поставил себе главною задачей воспроизведение современности и реального мира. Его стремления получили полное развитие в продолжительной и влиятельной деятельности X. Рауха . В Дрездене  трудился Э. Ритшель, ученик Рауха, следовавший по его реалистическому направлению. 

   В Италии многочисленные ваятели Италии обратили своё внимание, главным образом, на техническую обработку мрамора, в которой и достигли высокого совершенства, производя с особой любовью сюжеты, заимствованные из современной действительности. Самым значительным из художников этого направления был  В.Вела.

   В России  скульптор Федор Федорович Каменский (1838 — 1913), обращаясь к обыденным явлениям жизни, показывает благородство и красоту чувств и переживаний простого человека. Идеи критического реализма в скульптуре второй половины XIX в. нашли наиболее яркое выражение в творчестве Матвея Афанасьевича Чижова (1838 — 1916). Для известного скульптора Евгения Александровича Лансере (1848—1886) характерны небольшие, детально проработанные статуэтки и группы, изображающие преимущественно всадников-казаков, башкир, киргизов, черкесов. Во время многочисленных путешествий Лансере внимательно изучал жизнь народностей, населяющих Россию. Отсюда убедительность и этнографическая точность в воспроизведении им бытовых и военных сценок, типов, костюмов.

Скульптура
Проиграть видео
Проиграть видео

Живопись XIX века

    Художники этого периода внимательно наблюдают и отображают в своих полотнах реальный мир: образы обычных людей, характерные явления и события времени, отказ от подчёркнутой эстетичности, повышенной эмоциональности и стилизации в пользу убедительности и визуальной правды.

   Одной из важных причин так называемой революции в искусстве в это время было изобретение камеры, которая заставила художников пересмотреть цель живописи.

   Франсиско Гойя (1746-1828) был первым великим испанским художником, появившимся с XVII века. Как любимый художник испанского двора, он сделал много портретов королевской семьи. Королевские персонажи оснащены элегантной одеждой и прекрасными драгоценностями, но всё, что отражается на их лицах, это тщеславие и жадность. Помимо портретов, Гойя рисовал драматические сцены, такие как, Третье мая 1808 года. На этой картине изображен расстрел группы испанских повстанцев французскими солдатами.

   Хотя Франция была великим центром искусства в 1800-х годах, английские ландшафтные художники Джон Констебль (1776-1837) и Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (1775-1851) внесли ценный вклад в живопись XIX века. Оба интересовались живописью света и воздуха, двумя аспектами природы, которые художники XIX века исследовали полностью. Констебль использовал метод, известный как деление, или сломанный цвет.  Картины Тёрнера более драматичны, чем у Констебля, который писал величественные достопримечательности природы – бури, морские пейзажи, пылающие закаты, высокие горы.

   Период правления Наполеона и Французская революция ознаменовали появление двух противоположных тенденций во французском искусстве – классицизма и романтизма. Жак Луи Давид (1748-1825) и Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867) были вдохновлены древнегреческим и римским искусством и эпохой Возрождения. Будучи любимым художником революционного правительства, Давид часто писал исторические события того периода.

   Теодор Герико (1791-1824) и романтик Эжен Делакруа (1798-1863) восстали против стиля Давида. Для Делакруа цвет был самым важным элементом в живописи ,и у него не было терпения для имитации классических статуй. Он выбрал красочные, экзотические темы для своих картин, которые сверкают светом и полны движения.

   Другие художники экспериментировали с повседневными обычными предметами. Ландшафты Жана Батиста Камиля Коро (1796-1875) отражают его любовь к природе, и его этюды человеческого тела показывают своего рода сбалансированное спокойствие. Гюстав Курбе (1819-1877) называл себя реалистом, потому что он изображал мир таким, как видел его – даже его суровую, неприятную сторону. Он ограничил свою палитру всего лишь несколькими мрачными цветами. Эдуар Мане (1832-1883) также брал основу для своих сюжетов из окружающего мира. Люди были потрясены его красочными контрастами и необычными приёмами. Методы Мане по нанесению эффектов света на форму повлияли на молодых художников, особенно импрессионистов.

   Работая в 1870-х и 1880-х годах, группа художников, известных как импрессионисты, хотела изображать природу именно так, какой она была. Они пошли намного дальше, чем Констебль, Тёрнер и Мане в изучении эффектов света в цвете. Некоторые из них разработали научные теории цвета. Клод Моне (1840-1926) часто писал один и тот же вид в разное время суток, чтобы показать, как он меняется в разных условиях освещённости. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919) использовал методы импрессионизма, чтобы захватить праздник парижской жизни. Ренуар писал  картины мелкими мазками. Точки и штрихи краски создают текстуру на поверхности картины, которая придаёт ей особый вид.