XX и XXI век

Живопись
Проиграть видео

Живопись XX века

Направления живописи, возникшие в XX веке, принято объединять под одним названием – авангардизм.  В принципе авангардизм породил большее количества живописных течений – импрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, модерн, Op-art  и т.д. Вместе с этим в XX веке появилось множество имен неординарных художников – Клод Мане, Матисс, Мунк, Сальвадор Дали, Пабло Пикассо.

   В начале XX века все еще был популярен импрессионизм – чистое, «воздушное» направление. Чистое и естественное восприятие, перенесенное на холст, говорило о возвышенном, восхищенном восприятии мира. Художники этого направления вообще не хотели видеть действительность. Их идейной основой был уход в мир подсознания, грез и иллюзий

   Абстракционизм (лат. «abstractio» — удаление, отвлечение) — направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации.

   Сюрреализм (фр. surréalisme — сверхреализм) — новое направление в живописи, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.  Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения.

   Моде́рн (от фр. moderne — современный) или ар-нуво (фр. art nouveau, буквально “новое искусство”) — художественное направление в искусстве, больше популярное во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.  Для живописи модерна характерны сочетание “ковровых” орнаментальных фонов и натуралистической осязаемости фигур и деталей, силуэтность, использование больших цветовых плоскостей или тонко нюансированной монохромии.

   Op-art – сокращенный вариант optical art –оптическое искусство) – художественное течение второй половины XX века, использующее различные зрительные иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур. Течение продолжает рационалистическую линию техницизма (модернизм). Оп-арт (англ. op art — сокр. от «оптическое искусство») Одна из разновидностей кинетического искусства. Оп-арт  стремится к достижению оптической иллюзии движения неподвижного художественного объекта путем психофизиологического воздействия на зрителей, их активизации. В отличие от кинетического искусства, произведение и зритель неподвижны. Искомый оптический эффект строится на контрапункте напряженного художественного восприятия, требующего концентрации зрительского внимания, и фактической неподвижности артефакта.

Модернизм в скульптуре

Точное отображение реального мира – вот что было целью скульпторов, начиная со времен итальянского Возрождения и заканчивая ХХ веком. Скульптура почти некогда не выражала личность мастера.

   Это искусство считалось публичным, поэтому использовалось для того, чтобы увековечить национальных героев, платных заказчиков или памятных событий.

   XX век стал точкой разъединения со старыми многовековыми традициями.

   Уже в работах великого скульптора Огюста Родена прослеживался уход от традиций. Хотя скульптора, все же относят к стилю традиционализма, его произведениям присущи некоторые черты, которые характерны для модернизма. Это – световые эффекты и контрасты фактуры.

   Несмотря на это, глубокие изменения, породившие в ХХ веке движение кубизма, были полной неожиданностью для публики. Кубизм зародился во Франции, а Пабло Пикассо и Жорж Брак стали его лидерами. Разрушая мир предметов и заново его восстанавливая в геометрических фигурах, они революционизировали искусство. Ключевая идея модернизма, которая берет свои корни отсюда – автономность искусства. Произведения искусства, отказавшись от зеркальной реальности, перешли в совершенно другую плоскость, которая ничего не должна окружающим.

   В начале ХХ столетия европейцы начали интересоваться красотой других культур, среди которых была и художественная резьба африканских и тихоокеанских племен. Для того чтобы причаститься к таинству жизни и передать первозданные эмоции, ваятелям ХХ столетия пришлось отойти от реализма, как правило поверхностного. Так американец Джейкоб Эпстайн (1880-1959) подвергся сильно влиянию примитивизма. Он переехал в Великобританию, где его творения, которые называли “непристойными” и “уродливыми”, шокировали публику до II мировой войны.

   Искусство примитивизма стало причиной того, что многие ваятели стали упрощать формы и сближаться с чистой абстракцией, при этом, не теряя высшего смысла. Их ваятелем был Жан Арп (1887-1957). У румына Константина Брынкуши (1876-1957), создателя знаменитой серии “Птица в пространстве” поверхности скульптур из бронзы также были полированными и обтекаемыми, что придавало им  загадочность. Упрощенные фигуры английского скульптора Генри Мура (1898-1986) стали причиной большого количества карикатур из-за своих внутренних поверхностей, так называемых “дыр”.

   Умберто Боччони и другие футуристы из Италии, работая совершенно по-другому, возносили динамизм и скорость жизни. Произведения Наума Габо (1890-1977), а также его единомышленников отвлеченные по художественным задачам, но столь же современные, своей элегантностью и точностью походили на научные модели и формы машин.

   “Анти-искусство” практиковали анархичные дадаисты, что стало не менее серьезным отходом от традиций. Сюда можно отнести “ассамблажи”, которые создаются из разного рода хлама или первого попавшегося под руку предмета. На протяжении последних десятилетий опять начали появляться старые изобретения дадаистов, сделанные ради забавы, уже довольно серьезно. Как пример можно привести писсуар дадаиста Марсела Дюшана. Он утверждал, что этот предмет стал произведением искусства благодаря одному его выбору.

   Художественная революция, которая началась в 1914 году, сделала более раскрепощенными приверженцев всех направлений и стилей. Хотя в ХХ веке продолжалось создание реальных образов, страх перед примитивизацией формы и ее искажением исчез. Это направление, которое стало называться экспрессионизмом, проявилось в работах Альберто Джакометти (1901-1966). Его фигурки очень тонки и несут скрытую вину и тревогу.

   Вся скандальная новизна материалов и идей исчезла после того, как в 1945 году модернистская скульптура стала признаваться. Можно выделить такое течение, как изготовление из отдельных деталей одной металлической, а главное абстрактной, конструкции. Американец Дэвид Смит, который до этого был сварщиком, стал первопроходцем в этом направлении. Некоторые из работ он раскрашивал. Его последователем в 1960 годах стал английский скульптор по металлу Энтони Кэро.

   Самым известным течением в искусстве 1950-х годов стал “поп-арт”. Хотя оно признавалось модернистским, возносило не технические устройство, а культуру, культуру потребления. К этому направлению относятся работы Джаспера Джонса, его бронзовые пивные банки, а также Класа Ольденбурга, с его рожками мороженого и огромными ваниловыми гамбургерами.

   Так можно сделать вывод, что традиционные формы скульптуры и живописи в последнее время теряют свою актуальность. Но вспоминая фурор, который произвели в 1990-х годах Дэмьеном Херстом с его трупами животных в сосудах с формальдегидом, понимаешь, что нас еще ждут шокирующие художественные открытия.

Проиграть видео
Живопись
Проиграть видео

Искусство фотографии

В 1826 году в городе под называнием Шалон-сюр-Сон, в Бургундии, великий изобретатель Нисефор Ньепс установил на своем окне новое устройство. Именно с этого места на втором этаже его дома Ньепс сделал первую в истории фотографию.

   Искусство фотографии — это неотъемлемая часть технологического прогресса. Каждое достижение в сфере производства камер, печати и публикации изображений приводит к появлению новых форм фотографии. Благодаря этим постоянным изменениям художественная фотография сохраняет свои позиции и влияние.

   Джон Эдвин Майалл первым придумал использовать камеру в художественных целях. В современном мире принято считать первыми художественными фотографиями серию работ 1851 года «Отче наш». Именно использование кадрирования и субъективность взглядов придают изображениям их притягательность. Возможно, он был первым фотографом, который считал, что занимается скорее высоким искусством, а не простой документалистикой.

   В это время фотографам стало доступно все больше оборудования, а знаменательные работы Майалла воодушевили их к открытию новых направлений в фотографии, таких как пейзажная и портретная съемка, экспрессионизм, а также других видов и подходов.

   Даже документалисты стали художниками — вспомните ошеломляющие пейзажи Анселя Адамса или душераздирающие социальные реалии, засвидетельствованные Доротеей Ланге. И хотя этих фотографов пытались запятнать обвинениями в создании рекламных или журналистских материалов, они создали одни из величайших художественных фотографий XX века. 

   Одним из главных достижений последних 20 лет является повышение качества камер, доступных рядовому потребителю. Появление цифровых камер подарило больше возможностей их пользователям. Это привлекло людей с разным уровнем умений и знаний. В фотографии появились новые веяния.

   Производить съемку художественной фотографии стало дешево. Теперь это доступно каждому. «Инстаграмм» и подобные ему платформы открывают доступ к огромной аудитории. Не только доступность камер, а именно методы распространения обнулили звания всех фотографов. У многих появилась возможность демонстрировать свои работы не только покупателям, но и ценителям искусства.

Живопись и скульптура XXI века

Самым развивающимся искусством в XXI веке является живопись. Из-за стремительного изменения окружающего мира художники  используют различные направления и создают новые школы.

   Современная скульптура создается, чтобы удивлять и в очередной раз менять наше представление об искусстве. Микеланджело XXI века должен уметь обманывать гравитацию, открывать другие биологические законы, придумывать новые цвета и вдохновлять нас на смелые мечты.

   СТРИТ-АРТ. Искусство, для которого город это выставка либо холст. Цель стрит-артиста: моментально вовлечь прохожего в диалог при помощи своей инсталляции, скульптуры, постера либо трафарета.

   ГИПЕРРЕАЛИЗМ. Искусство, подражающее фотографии. Художники этого направления в точности копируют мир так, как мы его видим на фото. В работах художников читается некая ирония над техногеном. Художники изображают в основном сюжеты из жизни современного мегаполиса.

   СТАКИЗМ. Британское арт-объединение фигуративной живописи. Выступало против концептуалистов. Первая выставка была в Лондоне в 2007-м, как протест против галереи Тейт. Шум в прессе привлек внимание к стакистам. Сейчас в мире насчитывается более 120 артистов. Их девиз: художник, который не рисует — не художник.

   Мистика и волшебство ФЭНТЕЗИ картин привлекают огромное количество поклонников этого жанра. Пейзажи то мрачны и ужасны, то лиричны и притягательны. Фэнтези манит своим разнообразием, возможностью увидеть мир снов, в котором есть место колдунам и феям, единорогам и страшным чудовищам, рыцарям и драконам.

 

 

 

   Искусство скульптуры больше не ограничивается традиционными скульптурными концепциями, материалами или методами производства. Оно больше не исключительно репрезентативно, но часто полностью абстрактно. 

   И при этом, скульптура не является исключительно твердой и статичной: ее частью может быть пустое пространство, она также может быть кинетической и способной к движению. Наконец, помимо того, что она может быть вырезана или смоделирована, она может быть также собрана, склеена, спроецирована (голографически) или построена различными способами. В результате традиционное значение и определение скульптуры больше не применяются.

   Разнообразие пластического искусства XXI века оставило нам только одну определяющую характеристику: трехмерность. Таким образом, текущее определение скульптуры выглядит примерно так:

«Скульптура – единственная ветвь изобразительного искусства, которая специально связана с выразительной трехмерной формой».

Скульптура
Проиграть видео